До нас дошло много произведений древних индийских и персидских астрономов, математиков, медиков, переведенных на арабский язык. В странах, подвластных халифу, было написано множество и собственных научных трактатов и художественных произведений.
Большой известностью пользовались тогда поэты: Имруулькайс, Тарафа, Адий-бий-Зейд. Широкое развитие письменности требовало большого количества дешевого материала для письма.
Арабские купцы, побывавшие в Китае, несомненно видели бумагу, вероятно, покупали ее и вывозили к себе на родину. Китайцы в средние века, как и в более поздние времена, нередко отправлялись в поисках работы в далекие заморские страны.
Возможно, какой-нибудь предприимчивый арабский купец нанял несколько китайских бумажников, привез их в Багдад и построил бумажную мастерскую.
В чужой стране китаец мог смело раскрыть секрет производства бумаги.
Вдали от своей родины ему не страшны были никакие кары, налагаемые китайскими законами.
Китайские и арабские историки считают однако, что арабы познакомились с производством китайской бумаги при других обстоятельствах.
В середине восьмого века на одной из рек в Туркестане, почти у самых границ Китая, произошло жестокое сражение между китайскими и арабскими войсками.
Китайцы потерпели поражение. Многие воины попали в плен.
Среди военнопленных оказались мастера-бумажники.
В обмен за освобождение они согласились научить арабов выделке бумаги.
В арабских странах не было бамбука, потому бумажную массу стали приготовлять из тряпья и старых канатов. Первые бумажные мастерские появились во второй половине восьмого века в Средней Азии в Самарканде, входившем тогда в состав арабского государства.
Спустя несколько десятков лет завертелись жернова бумажных мельниц в Багдаде и Дамаске. Выделка бумаги в этих городах достигла такого совершенства, что ее охотно покупали за границей.
Прошло сто лет. Бумагу начали выделывать и в других арабских владениях.
Крупным поставщиком бумаги становится родина папируса Египет.