Такой была древняя арабская бумажная мастерская. Арабы усовершенствовали китайский способ производства бумаги.
Пест в ступе они заменили массивным каменным жерновом, а ручной труд — сначала мускульной силой домашних животных, а затем энергией воды. Потому бумажные мастерские стали с тех пор называться бумажными мельницами.
Откуда же арабы узнали, как китайцы выделывают бумагу?
Ведь производство бумаги в Китае хранилось в глубокой тайне и строжайше охранялось законом.
Уже полторы тысячи лет назад арабские купцы торговали с Китаем. Много арабов жило в китайских крупных городах — Шанхае, Кантоне, Ханькоу.
В свою очередь китайцы на своих торговых судах совершали далекие рейсы в арабские порты в Персидском заливе. Еще более оживленной стала китайско-аравийская торговля в седьмом веке, когда арабское государство достигло своего расцвета.
Арабы владели тогда Ираком, Сирией, Палестиной, Ираком, Египтом.
В их владения входили и современный Алжир, Тунис, Марокко, Испания. Арабские властители — халифы поощряли развитие наук в своем государстве, покровительствовали ученым.
Хозяйственные нужды большого государства, каким тогда уже являлся арабский халифат, настоятельно требовали подготовки людей, хорошо знакомых с математикой, астрономией, географией. Халифы прекрасно понимали, что успешное развитие науки поможет им лучше управлять своей громадной державой и сильнее эксплуатировать покоренные народы.
Значительное влияние на успешное развитие арабской науки в VIII-XI веках оказали труды ученых Древней Эллады, Индии, Ирана, Египта и Сирии.
Свою лепту в ее развитие внесли и народы Средней Азии и Закавказья.
Своими первыми учителями арабские ученые называли древнегреческого философа Аристотеля и великого таджикского ученого Ибн-Сина. Многим обязана арабская наука известным узбекским ученым — Хорезми, Бируни и Фергани.
Они познакомили арабов с десятичной системой знаков в математике, заимство ванной из Индии.