Она заменила китайскую ступу с пестом, облегчила труд рабочих и улучшила качество бумаги. Над каменным корытом, в которое накладывают мелко нарезанное тряпье, крутится деревянный вал с кулачками. При вращении вала они задевают рычаги.
К каждому рычагу прикреплен деревянный пест — молоток.
При каждом повороте вала песты то поднимаются, то опускаются и разбивают обрезки тряпья и волокнистую массу. Вал приводится в движение мельничным колесом.
А вот человек в зеленом фартуке. Это черпальщик — главное лицо в бумажной мастерской.
Только ему разрешалось носить фартук зеленого цвета. Все остальные рабочие носили фартуки коричневого цвета.
Поминутно нагибаясь над деревянным чаном, в котором находилась бумажная масса, он черпал ее формой. Встряхивая быстро форму, черпальщик формовал лист бумаги — вода стекала через сетчатое дно формы и на сетке откладывался тонкий слой переплетенных волокон.
Рядом с чаном стоит нагнувшись укладчик. Он берет из рук черпальщика форму и осторожно опрокидывает сырой лист бумаги на сукно и покрывает его сверху другим куском сукна.
Так целый день трудились, обливаясь потом, черпальщик и укладчик. Когда вырастала около них стопка сырых листов бумаги, подходил ученик и относил ее под винтовой пресс.
Для того чтобы отжать из бумаги воду, ее прессовали два раза.
После этого бумагу развешивали на чердаке и сушили.
Но такую бумагу еще нельзя было продавать.
Необходимо было ее еще разгладить.
Рабочий-гладильщик разглаживал каждый лист бумаги на мраморной доске особой каталкой. Но и на этом еще не кончалась работа над бумажным листом.
Бумагу расколачивали тяжелыми деревянными или железными молотками, опускали в тазы, наполненные столярным клеем, снова сушили и разглаживали.
Гладкую, хорошо проклеенную бумагу охотно покупали студенты, преподаватели, писатели.
Она пользовалась широким спросом и у купцов, чиновников.