С целью исследования изменения динамических характеристик балок при раскрытии трещин для каждой балки, кроме балки № 8, были записаны три осциллограммы свободных затухающих колебаний: а) до загружения; б) после первого загружения, при котором видимые невооруженным глазом трещины еще отсутствовали, а максимальный изгибающий момент в середине пролета составлял примерно 0,75 Мтр, где 7Итр — изгибающий момент, соответствующий раскрытию трещин; в) после появления первых трещин. После каждого нагружения траверса с домкратом снималась с балки и производились вибрационные испытания. Трещины в балках обычно появлялись в растянутой зоне в средней части пролета и имели почти вертикальное направление; ширина раскрытия трещины не превышала 0,07-0,10 мм. После снятия нагрузки трещины полностью закрывались. Частота собственных колебаний снижалась, а декремент затухания увеличивался еще до появления трещин, видимых невооруженным глазом. После появления же первых видимых трещин динамические характеристики балок изменялись в значительно большей степени, чем при их предварительном напряжении. В проведенных нами экспериментальных исследованиях динамических характеристик предварительно напряженных железобетонных балок усилие предварительного напряжения при постоянной марке бетона не оказывало существенного влияния на динамические характеристики. Изменение характеристик имело при этом величину такого же порядка, как и изменения, вызываемые неизбежными отклонениями геометрических размеров балок и разбросом физико-механических свойств материалов. Эти результаты в основном совпадают с данными, опубликованными Г. К. Кузнецовым и Ф. Мюллером. В настоящее время затруднительно сказать, является ли отмеченное Г. Денкгаузом и Г. Дюком резкое отличие динамических характеристик предварительно напряженных железобетонных балок, от обычных следствием ошибок в постановке экспериментов или же это отличие вызвано некоторыми особыми обстоятельствами.

Проведенных исследований еще недостаточно для общих выводов о характере динамической работы балок. Большее влияние, чем предварительное напряжение, оказывает на динамические характеристики железобетонных балок наличие в них даже небольших трещин, марка бетона, а также физико-механические свойства инертных. Настоятельно требуется построение теории колебаний предварительно напряженных железобетонных конструкций. Следует также продолжить дальнейшее накопление экспериментальных данных по их динамическим характеристикам. ?

Комментарии запрещены.