Условия транспортировки по сельским дорогам выдвигают необходимость создавать элементы конструкций, имеющие простые формы, без каких-либо хрупких выступающих деталей. Крупные стеновые блоки, имеющие форму простого параллелепипеда, надежнее, чем панели из того же материала, если, конечно, панели не усилены соответствующей армировкой. Основным типом сельского жилого дома со сборными конструкциями на ближайшие годы должно стать здание с крупноблочными стенами, с мелкопанельными перекрытиями, с дешевыми перегородками из плит — гипсобетонных либо других. Сборными должны быть по возможности все основные конструкции, в том числе окна и двери. В зависимости от местных сырьевых ресурсов крупные блоки могут быть шлакобетонными, известково-зольными или известково-песчаными (силикатными и пеносиликатными). Из тех же местных материалов — шлака и золы, извести и песка — вместе с крупными стеновыми блоками должны производиться панели перекрытий и другие элементы конструкций зданий и сооружений. Показаны план и разрез жилого сельского дома, построенного из крупных блоков.

Все конструкции дома, начиная от фундамента и кончая крышей, изготовлены на заводе, привезены на грузовых автомобилях и собраны при помощи крана бригадой в семь человек за два дня. При унифицированном сортаменте крупных блоков из них можно строить жилые дома, школы, больницы, а также животноводческие помещения. Организация сборного строительства животноводческих и хозяйственных сооружений является одной из важнейших и неотложных задач. Для ее успешного решения нужно прежде всего установить стандартизованную сетку размеров шага и пролета, а также высот зданий различного назначения. Эти вопросы решаются в настоящее время Научно-исследовательским институтом архитектуры сельских зданий и проектным институтом «Гипросель-строй». Ценный опыт проводится в Саратовской области по предложению инженера А. Г. Машина. Для пятнадцати животноводческих построек различного назначения: коровников, телятников, свинарников, конюшен, кошар, птичников — установлен единый размер шага (расстояния между стойками каркаса в продольном направлении), равный 2,4 м, и три размера пролетов: 5,6; 3,6 и 2,4 м.

Комментарии запрещены.

Технология производства