Несмотря на появление толчеи и мельничных колес, которые вращала вода, производство бумаги в средние века по-прежнему оставалось трудным делом и требовало много тяжелого и изнурительного труда. Бумажники в те времена очень гордились своей профессией. Они ставили себя выше других ремесленников.
Свое ремесло они считали искусством, а себя художниками, двигавшими вперед науку и культуру.
Они действительно пользовались высоким уважением со стороны окружающих и многими привилегиями правительства.
Большой спрос на бумагу с началом развития книгопечатания в Европе в середине пятнадцатого века приносил немалые доходы и некоторым государствам, которые имели в своих владениях много бумажных мельниц и продавали бумаги за границу.
В Германии к началу семнадцатого века уже насчитывалось 218 бумажных мельниц. Несколько десятков бумажных мастерских вырабатывали в это время прекрасную бумагу в Швеции и Финляндии.
Тогда же появилось свое бумажное производство и в Англии.
Немецкий мастер Шпильман, придворный ювелир королевы Елизаветы, построил там первую крупную бумажную мельницу. Английский поэт Томас Черчьярд написал большую поэму, в которой описывалось производство бумаги на Шпильмановской бумажной мельнице и прославлялся ее владелец.
Бумажная мельница Шпильмана в Англии была уже больше похожа на настоящую фабрику, чем другие даже крупные мастерские по выработке бумаги в соседних европейских странах.
Обычно в средневековых бумажных мастерских рабочий выполнял на производстве всякую работу.
Бумажный мастер или подмастерье знал несколько специальностей. Он мог сам приготовить бумажную массу, вычерпать формой ее из чана, отформовать и отпрессовать бумажный лист.
У Шпильмана работало много рабочих и каждый знал только одну свою специальность. Укладчик укладывал бумагу, прессовщик прессовал ее, подносчик переносил стопку бумаги от чана к прессу.