Она уменьшает объемный вес массы. Затем масса поступает в формовочную машину.
Она выливается на непрерывно движущуюся картонную ленту, края которой загнуты. Сверху масса также прикрывается картонной лентой, непрерывно сматывающейся с рулона, установленного в торце машины.
Для лучшего соединения верхнего и нижнего листов картона загнутые края нижнего листа промазываются клеем — жидким стеклом.
Так получается бесконечно длинный картонный пакет с гипсовым сердечником. Конвейер несет его все дальше и затягивает в щель между двумя формующими валками машины.
Ширину щели можно с помощью регулирующего приспособления увеличивать или уменьшать, тем самым получать листы нужной толщины. Валки плотно прижимают картон к гипсу, который успевает уже схватиться во время движения на конвейере.
На этом еще не заканчивается путешествие картонного пирога с гипсовой начинкой. Конвейер несет его к отрезному станку.
Пока он движется к этому станку, гипс твердеет. Каждые несколько секунд падает острый нож резальной машины, отсекая плиты нужного размера (обычно плиты выпускаются длиной от 2,7 до 3,3 метра и шириною 1,2 метра).
Теперь остается только еще подсушить плиты, и тогда их уже можно отправлять на стройплощадку.
В конце пятидесятых годов калининградцы наладили производство такого картона, который может с успехом заменять железо, дранку, черепицу. Инженерно-технические работники Неманского целлюлозно-бумажного комбината А. А. Иванцов, С. И. Осипов, А. П. Левашов разработали способ выработки кровельного картона из отходов.
Раньше укор — еловую кору с частицами древесины — сжигали в заводских печах или вывозили на свалку.
А теперь он стал выгодным сырьем для производства ценного строительного материала. Отходы древесины транспортируют по трубопроводам с помощью воздушной струи к варочным котлам.
Варку проводят но особому режиму. Из полученного волокна кровельный картон изготовляют па обычной картоноделателыюй машине.