Светлые участки рисунка отражают световые лучи, а темные части поглощают их, сами нагреваясь при этом. За счет тепла происходит реакция между химическими реактивами, которыми пропитана термореактивная бумага. Когда реакция закончится, получается точная копия рисунка, окрашенная в темные тома.
Среди многих чудесных превращении, которыми бумага в наш век обязана химии, есть одно почти фантастическое.
Бумага стала говорящей. — Как это бумага может говорить?
— спросите вы, недоверчиво улыбаясь. Между тем здесь нет ни грана вымысла.
Еще много столетий назад люди искали способ сохранить звуки.
Один ученый семнадцатого века пытался прятать звуки в стеклянных сосудах. Он произносил слово в баночку, и быстро захлопывал крышку.
Он думал поймать слово, как мышонка в мышеловку, н, приоткрыв крышку, услышать сказанное им слово вторично. Неудачи не останавливали ни изобретателей, ни ученых.
Они упорно продолжали искать. И наступил такой день, когда вековая мечта исполнилась.
В конце девятнадцатого века появился фонограф. Человек произносил слова в раструб рупора.
В узком конце рупора находилась мембрана, соединенная с иглой. Игла скользила по поверхности вращающегося валика, покрытого воском.
Она продавливала в воске звуковую бороздку со множеством углублений, выступов, шероховатостей, соответствующих звуковым колебаниям.
Когда нужно было прочесть звукозапись, валик приводили в движение, иглу ставили на звуковую бороздку.
Она скользила по ее неровностям и заставляла колебаться мембрану.
Из рупора вылетали звуки.
Этот способ сохранения звуков был прост. Но звукозапись на воске не отличалась долговечностью — воск слишком податливый материал.
Звуковая бороздка быстро снашивалась.